Рейтинг@Mail.ru
Демократические методы воспитания детей

В современном мире параллельно существуют как старые, авторитарные, так и новые – демократичные методы воспитания детей. Руководствуясь желанием воспитать хорошего ребенка, родители, как правило, опираются на личный опыт, на то, как в свое время воспитывали их самих. Нередко такие методы воспитания дают сбои, а то и прямо противоположные результаты. Волей- неволей родителям приходится искать новые подходы к проблеме воспитания.

Старую систему воспитания детей можно смело назвать авторитарной. Авторитарная власть родителей требует от ребенка беспрекословного подчинения их воле. Мотивационная основа авторитарного воспитания опирается на страх. К ребенку относятся, как к некоему враждебному субъекту отрицательного характера, воздействие на которого осуществляется с помощью приказов, окриков и выговоров, иначе он обязательно сделать что-либо не так. Ребенок пребывает в постоянном страхе наказания, от простой насмешки до реального физического наказания.

В противовес авторитарным существуют и демократические методы, нацеленные на развитии у детей собственной системы оценок событий – что хорошо а что плохо, без использования принуждения и подчинения воли ребенка. Взаимоотношения строятся на принципах взаимопонимания, доверия и любви. Не ребенок рассматривается как хороший или плохой, а каждый отдельный поступок. Поступки, которые учитывают не только личные интересы, поощряются, ребенка учат воспринимать разносторонне события и явления, мыслить шире, при этом постепенно и без конфликтов происходит переориентация на хорошее поведение. Мотивацией детских поступков при демократичных методах воспитания является не страх, а их собственная внутренняя система представлений, личная оценка любого поступка как хорошего или плохого.

Авторитарные методы привычны для большинства взрослых, они просты, не требуется больших затрат времени. Но использование таких методов негативно влияет на доверие в семье, а из-за отсутствия доверия рождается, отчуждённость в отношениях между родителями и детьми, которая по мере взросления ребенка растет. Ценой быстрого эффекта в использовании авторитарных методов воспитания часто является возникновение негативных черт характера. Страх наказания порождает трусость, угодничество, озлобленность. У детей, воспитанных в такой системе, часто низкая самооценка, они неуверенны в себе, не знают, на что им опереться при принятии самостоятельного решения в той или иной ситуации – и во взрослой жизни они часто ждут чьих-либо команд, критерием правильности служит чужая оценка. Часто такие дети замкнуты в себе, а в своих неудачах они винят внешние факторы, из-за привитого страха наказания за ошибки.

Демократические методы воспитания требуют намного больше времени для достижения результата, родители должны быть постоянно, искать способ донести до ребенка сущность той или иной ситуации, объяснить результаты того или иного поступка. От взрослых требуется высокая выдержка, настойчивость, последовательность. В процессе такого воспитания родители постоянно учатся сами, учатся новым, современным методам воспитания, учатся владеть своими эмоциями. Но результатом демократичного воспитания будет открытая, ответственная, уверенная в себе личность.